Статьи

Привлечение инвестиций в действующий бизнес

Александра Литвинова Александра Литвинова All posts

Инвестиции в бизнес — дополнительные источники финансирования для начинающих и/или уже успешно работающих компаний. Привлечение инвестиций рано или поздно требуется более 90% организаций, вне зависимости от их сферы деятельности, денежного оборота и объема продаж.

В качестве инвесторов для финансирования предприятий могут выступать физические и юридические лица. Важный момент — вложение финансовых средств может осуществляться как в конкретный товар или услугу, так и в стартап или действующий проект.

 

Суть привлечения инвестиций в компанию простыми словами

 

Предположим, существует некий гражданин, заинтересованный в увеличении свободного капитала. Параллельно имеется организация, нуждающаяся в расширении, развитии, открытии новых филиалов, запуске выгодного проекта.

Привлечение инвестиций — передача  финансовых средств гражданина, являющегося здесь частным инвестором, предприятию. Решение выгодно для обеих сторон процесса — инвестор получает прибыль, его партнёр и соискатель — денежные активы для достижения стратегических целей.

 

Инвестиции для бизнеса — основные моменты

 

Поиск и привлечение инвестиций — процесс, без которого не выжить ни малым, ни средним, ни крупным компаниям. Однако многие предприниматели, в особенности новички в бизнесе, неверно понимают суть этого способа финансирования. Поэтому укажем на его ключевые моменты:

  1. Привлечение инвестиций не является аналогом оформления банковского займа. В первом случае инвестор разделяет с партнёром все риски, зачастую дает не только деньги, но и ценные рекомендации. Интерес банков при выдаче займов ограничивается возвратом предоставленных средств. И свои деньги они всегда получают обратно.
  2. Прибыль является не единственным аспектом, имеющим значение для инвесторов. До выдачи инвестиций, они оценивают компанию на предмет отсутствия текущих убытков, степень риска.
  3. Инвестор имеет личную заинтересованность в том, чтобы его вложения стали работать на предприятие. Поэтому профинансированная организация делится с ним и хорошими, и плохими новостями.

Привлечение инвестиций — вариант, подходящий не только для давно существующих компаний, но и для только планирующих запуститься проектов. Соискатели финансирования последнего типа не могут рассчитывать на банковские займы.

 

Классификация инвестиций для привлечения в бизнес

 

Инвестиции различны по форме. Чаще всего речь идет о прямом вложении денег в бизнес, реже — о предоставлении производственных мощностей, недвижимости, прочих активов.

Классифицировать инвестиции можно по уровню риска:

  • Агрессивные. Велика опасность остаться не только без заработка, но и без вложенных средств. Высокие риски окупаются соответствующей прибылью;
  • Консервативные. Опасность провала ближе к нулю. Однако деньги можно, скорее, сохранить от инфляции, чем заработать — доход минимальный;
  • Средние. Степень риска соответствует уровню потенциальной прибыли.

По срокам финансирования, инвестиции делят на три группы:

  • Среднесрочные — средства вкладываются в бизнес компании минимум на 1 год;
  • Краткосрочные — финансирование осуществляется на период до 10-12 месяцев;
  • Долгосрочные — в зависимости от сферы деятельности предприятия, инвестиции привлекаются на 3-5 лет.

Наибольший интерес для организаций, нуждающихся в стороннем финансировании, представляют среднесрочные и долгосрочные варианты.

 

Цели привлечения инвестиций в действующую компанию

 

article

Заинтересованность стартующих проектов в деньгах понятна без слов. Средства идут на реализацию планов. Действующим предприятиям, в том числе с существенным собственным капиталом, финансы необходимы для решения разных задач:

  • Открытие новых филиалов, расширение сети представительств;
  • Освоение дополнительных сфер деятельности, отраслей;
  • Рост объема оказываемых услуг, качества, количества, оборота товара;
  • Возможность не сдерживаться при разработке финансовой тактики;
  • Рост и развитие бизнеса в любых направлениях.

Привлечение инвестиций — доступный способ избежать стагнации предприятия. Независимо от того, насколько велика прибыль сейчас и каков размер собственного капитала, организация может улучшить бизнес и, соответственно, увеличить прибыль.

 

Источники финансирования малого и среднего бизнеса

 

Теоретически, получить средства на развитие, например, на закупку производственных мощностей, компания может в банке. Но в реальности данный вариант привлечения инвестиций подходит немногим организациям. Для оформления займа требуется предоставить гарантии платежеспособности, иметь ликвидный залог, успешно работать в выбранном направлении не менее 3-5 лет.

Другие решения для финансирования малого и среднего бизнеса:

  • Вложения от инвестиционных фондов. Вариант также более подходящий для процветающих и крупных предприятий. МСП чаще сталкиваются с отказом, так как их финансирование для инвестиционных фондов не сбалансировано по уровню риска и потенциальной прибыли;
  • Гранты, субсидии, другие формы господдержки. Многие государственные программы нацелены на поддержку именно малого и среднего бизнеса. Проблема заключается в том, что к сфере деятельности МСП есть строгие требования. Соискатели государственных средств должны работать в области нанотехнологий, сельском хозяйстве, других приоритетных направлениях. Кроме того, из-за бюрократии процесс оформления документов и финансирования растягивается на долгие месяцы;
  • Вложения от частных инвесторов. Современный способ, подразумевающий несколько значимых преимуществ. Главные плюсы — отсутствие задержек для компаний, нуждающихся в инвестициях, высокая прибыль, полностью соответствующая рискам, для граждан, предоставляющих коллективные займы организациям.

Последний вариант привлечения инвестиций реализуется через краудлендинговые площадки. Инвесторами выступают частные лица, получающие доход в 16-25% вложенных средств. Важный нюанс — инвестиционные платформы заинтересованы в том, чтобы компании-заемщики расплачивались с частными инвесторами.

 

Руководство по привлечению инвестиций в бизнес

 

Процесс привлечения стороннего финансирования не осуществляется по какой-либо точной системе. Он всегда индивидуальный, и этим также отличается от стандартизированной процедуры оформления банковских займов. Однако выделить несколько обязательных и главных этапов все-таки можно:

  1. Выбор способа привилегия инвестиций. Это может быть краудлендинговая площадка, инвестиционный фонд, госпрограмма для МСП.
  2. Разработка бизнес-проекта, коммерческого предложения, резюме. Предложение должно рассказывать о привлекательности проекта, а не прибыли для инвестора. Необходимо обозначить имеющиеся точки контактов, состав команды, перспективы на ближайшее и/или отдаленное время.
  3. Поиск конкретного партнёра. Советуем учитывать не только доступность, но и надежность возможных источников финансирования.
  4. Ведение переговоров. Условия сотрудничества нужно озвучивать полно, но лаконично и четко. Не следует идти на уступки лишь для того, чтобы привлечь инвестиции.

Последний этап — оформление договора. Соглашение заключается в письменной форме. Устные договоренности не обладают юридической силой. Если в качестве источника финансирования бизнеса выбрана инвестиционная платформа, договор оформляется в электронном виде.

 

План презентации проекта для привлечения инвестиций

 

Лучший способ создания эффективной презентации для проекта — обращение к профессионалам. Но разработать ее можно и самостоятельно. Придерживайтесь общепринятой схемы:

  • Вступление. Яркое словосочетание, ассоциирующееся с компанией — слоган. Плюс — важные общие данные о предприятии, стратегических целях;
  • Аргументация. Партнеры должны четко понять, почему и каким образом проект будет успешным, даст хорошую прибыль;
  • Текстовая часть. Рекомендуемый вариант — слайды с текстом, без визуализации (графика, картинки и т.д.).

Для усиления эффекта завершить презентацию стоит визуальными образами. Иллюстрации можно дополнить краткими емкими подписями.

 

Привлечение инвестиций в бизнес — три главные ошибки

 

article

При поиске источников финансирования и в процессе непосредственного привлечения инвестиций, новички часто допускают одни и те же ошибки. Рассказываем про три основных «промаха».

Отсутствие документов

Проектная документация, бизнес-планы и другие бумаги крайне важны. Если проект продуман не до конца, не приступайте к поискам инвесторов. Отправляя последним неполный набор документов и/или недоработанный бизнес-проект, соискатель предлагает идею, как будто бы говоря «начнем и посмотрим, что будет дальше».

Инвесторы не ищут «кота в мешке», им не нужны лишние риски. Они сравнивают предложения по уровню прибыли и возможности невозврата вложений.

Искажение фактов

Делайте акцент на выгодности проекта, не пытаясь предоставить неверную информацию. Помните, что впоследствии изложенные на бумаге параметры придется подтверждать документально. Обмануть инвесторов не получится.

Неверное отношение к инвестициям

Вложения в бизнес — не благотворительность. Не «спасательный круг» для «утопающих» предприятий. Инвесторы не заинтересованы в финансировании проблемных компаний. Средства выделяются на развитие организаций, достижение стратегических целей.

Поэтому бизнес должен или успешно функционировать, или иметь к этому реальный потенциал. Если компания на грани банкротства, не рассчитывайте привлечь инвестиции.

 

Российские и иностранные инвесторы

 

Более 95% российских проектов, нуждающихся в инвестициях, не способны заинтересовать зарубежных инвесторов. 0% на успех — у МСП, инновационных и венчурных проектов, стартапов России. Максимум, на что можно надеяться, это на выкуп действующего бизнеса с полноценным контролем иностранным инвестором. Но в текущих условиях — антироссийских санкциях, рассчитывать на международное финансирование и вовсе не стоит.

Краудлендинговая платформа «InvestGO» — современный способ привлечения инвестиций для российских компаний и предпринимателей. Площадка позволяет получать средства на начало и развитие бизнеса организациям разных сфер деятельности. Финансирование доступнее, и поэтому привлекательнее, чем банковские займы или участие в госпрограммах.

195

Читайте также

Финансы и Финансовая грамот...

Этому не учат в школе

Статьи 690
Как 100 тысяч рублей превра...

Никакого волшебства, лишь сложные проценты

Статьи 612
Долгосрочный или краткосроч...

Что выгоднее?

Статьи 648
Инвестиционный договор: как...

Статьи 661
Активные и пассивные инвест...

Какой вид инвестирования выбрать?

Статьи 545
P2b кредитование — как рабо...

Что такое p2b кредитование

Статьи 540
Скоринг заемщиков на инвест...

Что такое скоринг и как работает

Статьи 667
Что такое платежный календа...

В чем необходимость для бизнеса, правила составления и ведения

Статьи 475
 Рентабельность инвестиций

 Для чего и как рассчитывают рентабельность инвестиций (ROI)?

Статьи 887
Реинвестирование прибыли

Инструменты, риски и стратегии успешного реинвеста

Статьи 753
Правильный инвестиционный п...

Как формируют свой портфель инвесторы?  

Статьи 799
Что такое инвестиционный ме...

Как составить инвестиционный меморандум, чтобы привлечь внешние ресурсы

Статьи 597
Риск-профиль инвестора

Типы, способ и цели определения  инвестиционного профиля

Статьи 1241
Инвестиционный процесс – эт...

Определение, основные этапы и участники инвестиционного процесса

Статьи 3660
Оценка эффективности инвест...

Оценка инвестиций: методы, критерии и показатели эффективности инвестиционного проекта

Статьи 901