
Инвестиционный меморандум — набор документов для потенциальных инвесторов, позволяющий последним выполнять оценку целесообразности вложения денежных средств в проект. В документах содержится подробная и актуальная информация об условиях финансирования, возможном доходе и рисках.
Бизнес-план, инвестиционный меморандум и инвестиционное предложение — отличия
В отличие от бизнес-плана, меморандум инвестиционного проекта не отражает все особенности бизнеса, текущее состояние отрасли, нюансы производства товаров. В нем нет технической составляющей, касающейся выпуска продукции предприятия.
Цели бизнес-плана — выбор оптимальных схем финансирования, формирование лучшей стратегии развития, изучение конкурентов, рынков сбыта и реализации товаров (оказания услуг).
Задачи инвестиционного меморандума иные. Он не предоставляет руководителям и ТОП менеджерам ответы на вопросы о будущем предприятия. Он рассказывает потенциальным инвесторам проекта о прогнозируемых последствиях инвестирования денежных средств.
Получив документы, возможные вкладчики узнают наиболее важную информацию:
- Особенности ценных бумаг, выдаваемых взамен инвестиций — доходность, количество, номинальная стоимость и т.д.;
- Процесс вхождения инвестора в проект — юридические моменты оформления сделки;
- Риски (общие и в определенные периоды) — их оценка выполняется по всем показателям, способным отразиться на реализации проекта;
- Сведения о руководителях и самом предприятии — состав и доли акционеров, политика по акциям и дивидендам, подразделения, миссия и т.д.
У меморандума инвестиционного проекта больше общего с инвестиционным предложением. Но набор документов последнего вида является адресным — его направляют конкретным инвесторам, уже заинтересованным в предоставлении инвестиций. Документы ИМ находятся в открытом доступе и должны вызывать интерес «всего инвестиционного общества», а не определенных людей.
Обязательная информация инвестиционного меморандума
Информация, без которой инвестиционный меморандум не должен передаваться возможным инвесторам:
- Привлекательность инвестиционного проекта — период окупаемости вложенных денежных средств, ожидаемые доходы;
- Общая сумма, которую нужно привлечь;
- Условия инвестирования — система входа и выхода инвесторов из проекта, количество создаваемых акций, пути их распространения;
- Основные риски, с учётом сферы деятельности предприятия;
- Информация о компании, системе налогообложения, держателях долей, перспективах развития, производимой продукции (оказываемых услугах).
При создании инвестиционного меморандума нужно помнить, что инвесторов, прежде всего, волнует, когда они смогут возвратить свои вложения и с каким доходом.
Структура меморандума инвестиционного проекта

Рекомендуемая структура:
- Лаконичный обзор проекта, самая суть с указанием прогнозируемого чистого дохода и инвестзатрат;
- Сумма привлекаемых денежных средств, основные финансовые показатели;
- Обзор сферы, в которой занято или предполагает работать предприятие;
- Подробное описание проекта со списком необходимых согласований, документов, мероприятий;
- Факторы в пользу инвестирования, обоснование целесообразности привлечения средств;
- Предполагаемый период реализации проекта;
- Оценка возможных рисков;
- Система продвижения проекта (маркетинговая составляющая);
- Краткие итоги и выводы о привлекательности проекта.
Для инвестиционных меморандумов единой стандартизированной структуры нет. Но при его создании, нужно учитывать определенные требования:
- Изначально следует дать общую информацию о предприятии;
- Во второй части нужно рассказать о главных финансовых показателях, имеющих значение с точки зрения инвестиционной привлекательности (возможных доходов);
- В завершении необходимо привести точные цифры и резюмировать ключевые тезисы;
- Обязательно подведение итогов о перспективах вложения денежных средств.
Структура меморандума проекта по инвестициям должна быть логичной и четкой.
Правила создания меморандума по инвестициям
При разработке инвестиционного меморандума для привлечения финансирования, необходимо придерживаться следующих правил:
- Информация должна подаваться в том виде, в котором она будет понятна всем адресатам. Помните, что потенциальные инвесторы могут быть не знакомы со специализированными понятиями сферы. Используйте общепринятую терминологию;
- Подумайте, какие условия сотрудничества могут заинтересовать возможных инвесторов — какая величина дохода, период окупаемости покажутся оптимальными и реальными для достижения;
- Если инвесторы — нерезиденты России, следует создать две копии комплекта документов, на русском и английском языках.
Обязательная финансовая информация:
- Размер получаемых доходов;
- Предстоящие затраты;
- Система ценообразования на продукцию, услуги;
- План возврата привлеченных средств;
- Экономическое обоснование проекта;
- Система налогообложения;
- Оценка денежных рисков;
- Способы платежей на предприятии.
Факторы, которые можно указать как благоприятные для вложения средств в проект:
- Вид и размеры активов, ликвидного и просто ценного имущества предприятия;
- Наличие развитой инфраструктуры для продажи продукции (оказания услуг);
- Контакты с региональными, федеральными представителями власти, надзорными службами;
- Доступность сырья для производства продукции;
- Благоприятная экономическая, политическая обстановка в регионе, стране.
Факторы, которые нужно оценить как негативные (возможные риски при реализации проекта):
- Претензии со стороны контролирующих инстанций. Обязателен анализ важности претензий;
- Поправки в законодательстве России;
- Сложности решения юридических вопросов;
- Ухудшение экономической ситуации в регионе, стране;
- Риски, связанные с неблагоприятными погодными условиями, если они важны для выпуска продукции или оказания услуг.
К созданию инвестиционного меморандума приступают после оценки внутреннего баланса предприятия за прошлый период. В балансе отмечают статьи доходов и затрат. По результатам оценки, разрабатывают схему корректировки баланса. Далее анализируют перспективы развития бизнеса после привлечения средств. Производится учёт возможных показателей чистого дохода — только зная это значение, можно сказать, в какие сроки инвесторам будут возвращены инвестиции, и с какой прибылью.
Кто должен разрабатывать ИМ?
Создать инвестиционный меморандум предприятие может самостоятельно. Однако есть опасность снизить риски, приукрасить возможный доход, исказить финансовые показатели.
При наличии возможности, компаниям рекомендуется обращаться к независимым специалистам. Но сотрудники консалтинговых агентств не знакомы с «внутренней кухней». Поэтому самый правильный вариант — объединение усилий представителей организации и сторонних экспертов.
Грамотно созданный инвестиционный меморандум с объективной оценкой проекта говорит о серьезном отношении предприятия к делу и свидетельствует об уважении к инвесторам.