
Инвестиционное предложение — пакет деловых бумаг, используемый компаниями для информирования потенциальных инвесторов об идеях и прогнозах развития. При его неправильном составлении или отсутствии, например, данных о ключевых показателях рынка, финансирование бизнеса, нуждающегося в инвестициях, с большой вероятностью не состоится.
Цели разработки инвестиционного предложения
Главная цель — привлечение внимания потенциальных инвесторов. Поэтому необходимо, чтобы в инвестиционном предложении присутствовала достоверная и подробная информация о компании, запускаемом ей или действующем проекте. Комплект документов должен полностью отражать квалификацию и знания персонала, опыт работы предприятия в выбранной отрасли.
Основные вопросы, на которые должно отвечать инвестиционное предложение:
- Какова потребность в финансировании?
- Каков опыт реализации подобных проектов?
- Есть ли способность к выживанию и росту в условиях конкуренции?
- Потенциал проекта, перспективы развития бизнеса?
- Вероятность получения дохода от инвестиций?
Если инвестиционное предложение не убедит возможного инвестора, например, в компетенции руководства компании, или станет содержать не подтвержденные фактами сведения, привлечь капитал не получится.
Важно: следует заранее понять разницу между бизнес планом и инвестиционным предложением. Первое создается исключительно для инвесторов. Второй — для собственников и ТОП менеджеров предприятия, в качестве инструкции к действию и как стратегия для развития бизнеса.
Для кого формируется инвестиционное предложение?
Компании могут привлекать денежные средства из источников разного типа. Самые распространенные варианты:
- Коммерческие фонды, ведущие проектное финансирование;
- Краудлендинговые площадки;
- Инвестиционные брокеры, банковские организации;
- Фонды прямых инвестиций, финансовые институты;
- Стратегические инвесторы соответствующей отрасли рынка.
Основные источники финансирования для стартап-проектов: венчурные фонды, частные лица, заемщики на платформах краудлендинга.
Каждый инвестор предъявляет высокие требования к полноте и качеству информации. Некоторые категории данных должны войти в инвестиционное предложение обязательно.
Разделы данных для привлечения инвестиций в бизнес
Инвестиционное предложение дает минимальный процент вероятности финансирования, при отсутствии любого из этих разделов:
- Резюме
Краткая суть инвестиционного предложения для фонда по инвестициям, краудлендинговой платформы, другого инвестора.
Сведения в резюме: чем привлекательно финансирование, возможность предоставления доли в уставном капитале компании в обмен на денежные средства, участники инвестиционного предложения и их контакты для отправки ответа (номер телефона, почтовый адрес, e-mail).
Важно: четко обозначьте юридическую форму финансирования — заём или инвестиции в обмен на долю / акции. А также тип выгоды — право покупки продукции по проекту по себестоимости на протяжении определенного срока, процент от дохода компании, доля в бизнесе.
- История, юридические моменты
Данные о функционировании компании с момента открытия. Даты важных достижений на рынке, разработки новой продукции. Реструктуризация, слияние, приватизация, изменения организационно-правовой формы.
Если ранняя история бизнеса не важна для будущего компании (допустим, запланирован переход в новую отрасль), на это указывается.
- Услуги и/или продукция
Полный список производимой и/или продаваемой продукции, оказываемых услуг. Для выпускающих компаний — с перечислением ключевых стадий производственного процесса (от закупки сырья до отправки готового товара). Для обслуживающих предприятий — с описанием получателей, их потребности в предоставляемых услугах.
Учтите: инвесторы могут не иметь специальных знаний о вашей отрасли. Не употребляйте технические термины, другие сложные для понимания определения.
- Производственный персонал, управленцы
Организационно-структурная схема компании, демонстрирующая главные рабочие функции, области ответственности руководителей, менеджеров, «обычных» сотрудников.
Максимум лаконичных данных о руководящем составе, ТОП менеджменте – опыт, образование, мотивация. Кратко — численность, зарплата других категорий персонала. Системы поощрения и стимулирования. Если для этого привлекается стороннее финансирование, указывается потребность в расширении штата профильных специалистов, повышении квалификации сотрудников.
- Обзор отрасли, конкуренции
Текущее положение дел на рынке и прогнозы на их изменение. Плюсы и минусы в работе конкурирующих предприятий. Причины возрастающей конкуренции, успеха «соперников по бизнесу» (механизм продажи продукции, качество обслуживания, выбор сопутствующих услуг, ценовая политика).
Важно: отсутствие объективной точки зрения на конкуренцию или отказ от предоставления соответствующей информации воспринимается негативно. Инвесторы хотят понимать вероятность роста и развития потенциально финансируемого бизнеса. А также риски снижения доходности (в список рисков входит и увеличение конкуренции).
- Бизнес операции
Обзор действий компаний — производства продукции, оказания услуг, продажи и доставки товаров, заключения коммерческих сделок. Процессы лицензирования, патентования. Работа сети дистрибьюторов, системы транспортной логистики.
Свойства расходных материалов, снимки оборудования и другие детальные данные нужно внести в категорию Приложения.
- Финансовая история
Отчеты о денежных результатах деятельности на разных этапах работы организации — о денежных потоках, убыточности и доходности, бухгалтерском балансе. Общепринятый формат представления сведений — IAS. Более подробные отчеты можно включить в раздел Приложение. Данные нужно брать из внешней финансовой отчетности.

- Стратегия, план развития
Стратегия продвижения и методы достижения целей. Описание конкретных мероприятий для реализации стратегического плана. Обзор ожидаемого результата — положительного эффекта на производство, персонал, затраты, объемы продаж.
- Риски и факторы их снижения
Отраслевые риски — опасность продуктозамещения, зависимость от других отраслей, причины роста и снижения объемов продаж. Для каждого природного, социального, политического, коммерческого риска — возможность полного нивелирования или уменьшения негативного воздействия.
- Прогноз доходности
Суммы и период возврата инвестиций. Узнайте больше о понятии «Pay Back» (срок в месяцах, в течение которого инвестору будет произведена выплата вложенных средств и прибыли). Рассчитайте среднее годовое значение доходности в процентах и конкретных цифрах. Финансовые прогнозы нужно давать, исходя из того, что стратегия развития компании успешно реализуется.
Важно: не путайте период возврата денежных средств — наступления момента безубыточности инвестиций, со сроком окупаемости проекта. Первый должен быть четким, последний может быть только предполагаемым.
- Объяснение потребности в стороннем капитале
Суммы и назначение инвестиций в течение всего периода участия инвестора в бизнесе профинансированной компании. Особенности использования привлеченных денежных средств — оборотный капитал, издержки подготовительного периода и т.д.
- Законодательство, господдержка
Роль государства в лицензировании, регулировании вашей отрасли. Возможность участия в федеральных или региональных госпрограммах поддержки, получения грантов и налоговых льгот. При наличии, предполагаемый экологический, технологический, социальный вклад проекта в будущее России.
- Финансовая оценка бизнеса
План сделки и справедливая цена компании. Сведения позволят определить реалистичную стоимость акций, и изначально отсечь инвесторов, не согласных с оценкой ценности бизнеса.
Важно: на фондовой бирже нет акций абсолютного большинства отечественных компаний. Поэтому быстро определить рыночную цену их бизнеса невозможно. Финансовое предложение с оценкой стоимости предприятия сэкономит время инвесторов, поэтому будет воспринято положительно.
- Гарантии и обеспечение
Что, на случай провала проекта, предлагает компания для защиты капитала инвесторов. Варианты обеспечения — имущество, залоги долей, ликвидное оборудование. Гарантией могут выступить личные поручительства руководителей бизнеса. При выборе обеспечения, учитывайте баланс «риска и доходности».
- Приложения
Важные уточняющие или дополнительные данные. Выжимки из нормативно-правовых актов, аудиторские оценки, авансовые отчеты, независимые экспертные заключения по продукции или услугам.
Правила создания инвестиционного предложения
Чтобы инвестиционное предложение смогло привлечь денежные средства в бизнес, формировать его нужно, придерживаясь следующих условий:
- Акцент — на интересы инвесторов
Узнайте, какие критерии принятия решений по инвестициям у выбранных потенциальных инвесторов. Понимание требований позволит правильно определить нужный уровень детализации и общий объем информации.
- Достоверность и доказанность
Любые данные, входящие в инвестиционное предложение — от стоимости акций до возможности продажи компании с выгодой через несколько лет, должны быть актуальными и верными. Если вы не можете подтвердить сведения, например, об оценке текущего состояния производственного оборудования, не включайте их в инвестиционное предложение.
Данные должны быть доказаны фактами — документально. Крайне важно это в отношении финансовых показателей — предполагаемый рост объема продаж продукции, денежного потока и т.д.
Важно: рекомендуемый вариант — подтверждение сведений независимым аудитором. Услуги аудиторской компании полностью окупят себя.
- Отсутствие опечаток, ошибок
Инвестиционное предложение, имеющее грамматические и пунктуационные ошибки, скомпрометировано изначально. Перед тем, как начать процесс привлечения стороннего финансирования, передайте бумаги на оценку опытному редактору.
- Убедительность и лаконичность
Инвестиционное предложение не должно рассказывать о планах по развитию бизнеса на ближайшие десятилетия. Рекомендуемый срок — 5 лет. Будьте лаконичны и объективны. Планы должны быть возможными для исполнения. Факт возможности реализации должен подтверждаться доводами и аргументами, а не пространственными рассуждениями.
Совет: до передачи инвестиционного предложения потенциальным инвесторам, направьте его на оценку квалифицированным инвестиционным советникам. Эксперты расскажут, что нужно добавить, что — убрать.
- Оформление бумаг
Подготавливайте пакет документации в текстовых редакторах. Для наглядности, добавляйте изображения, схемы, таблицы. Графическая информация, например, о долях держателей акций или суммах текущего капитала компании, может восприниматься лучше. Но не превращайте инвестиционное предложение в развлекательный проект.
- Нормы законодательства
ФКЦБ России регламентирует границы и предъявляет определенные требования к полноте раскрытия финансовых сведений.
Краткие итоги
Список информации, которую нужно предоставить инвесторам для привлечения денежных средств, внушительный. Однако позиция «договоримся и без этого массива показателей», «объясним на словах» — заведомо проигрышная для компании любой отрасли.
Без полноценного инвестиционного предложения, вы потратите время на переговоры впустую, упустите возможность повторно и еще ближе ознакомиться со своим бизнесом.